?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение предыдущего поста.
Итак, Спасо-Преображенский собор Белозерска был построен в 1668-1670 гг. Снаружи он пытается казаться постройкой предыдущего века, но ему это не вполне удается. Собор красивый, но никак не тянет на то, чтобы считаться ярким памятником своего времени. Скорее - довольно обычный храм консервативного соборного типа. Самое впечатляющее в его экстерьере - шарообразные главы и разлапистый крест на центральном куполе.



Глядя на храм снаружи, трудно предположить, что внутри его сохранилось вот такое чудо:


Чудо возникло на р XVIII века по заказу местного купца Ивана Горина. Происхождение имеет московское и предназначалось, вероятно, для строившейся тем же заказчиком и в те же годы по проекту Василия Баженова церкви Рождества Иоанна Предтечи (освящена в 1810). Известно, что в 1798 г. работа шла полным ходом, а в 1801 она была закончена. "Архитектурная" часть иконостаса представляет собой распространенный в московском классицизме тип триумфальной арки. Можно предположить, что эта ордерная композиция непосредственно приехала из Москвы - тогда становится логичным ее размещение не в "баженовской" церкви, которая еще не была готова, а в городском соборе - временное решение, ставшее постоянным. Как бы то ни было, уникальность белозерского иконостаса обеспечивается вкладом местных мастеров, дополнивших классицистическую основу экспрессивной барочной скульптурой.
Сохранилось не всё. Часть скульптур была передана в музей еще до революции, и нынешнее их местонахождение неизвестно. Многие детали и иконы утрачены в советское время, после закрытия собора. Центральную часть мы можем видеть во всем великолепии на снимке Прокудина-Горского, посетившего Белозерск в 1909 году:


Ныне царские врата выглядят так:






Самое удивительное в иконостасе - завершение центральной части, изображающее апокалиптическое видение Иоанна Богослова. Иоанн в страхе смотрел вверх, на Христа в окружении семи светильников. Увы, теперь на месте Иоанна - пустое место справа...




Трубящий ангел на углу центральной части:






Боковые части решены в виде овальных павильонов без куполов. Там парят ангелы, поддерживающие иконы в сиянии лучей. На них можно посмотреть и снизу...






А дальше - бонус.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - в ней бы иконостас смотрелся органичнее.
Это чертеж из "Казаковского альбома". Колокольня не была построена.






Это жалкий огрызок церкви, находящийся на балансе музея... Реставрация не ведется - нет средств.



И еще бонус.
Сейчас спасо-Преображенский собор одинок в оправе валов белозерской крепости. До 1930-х годов компанию ему составляли теплый "двойной" храм Василия Великого и Николая Чудотворца и колокольня (и то, и то - XVIII век).



А в 1970-е собор выглядел так:


При реставрации была понижена кровля и открыты кокошники в основании барабанов, а также убран барочный "балдахин" над алтарем (аналог его сохранился на другом белозерском храме - Спаса Всемилостивого).
Для сравнения современный вид с той же точки:


И просто еще одна картинка.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
av_otus
Jan. 20th, 2011 08:40 pm (UTC)
Да, они не посыпают реагентами!
nikanora
Jan. 20th, 2011 08:35 pm (UTC)
из предпоследних фото выходит, что деревянный жилой дом перед собором прекрасно сохранился и действует
frantsouzov
Jan. 20th, 2011 08:50 pm (UTC)
Иконостас просто потрясающий! Надо бы там побывать!
av_otus
Jan. 20th, 2011 09:24 pm (UTC)
Учтите, что с октября по апрель собор на замке. Мы еле выпросили как спецыалисты, чтоб открыли - в дирекцию звонили.
frantsouzov
Jan. 20th, 2011 09:30 pm (UTC)
Спасибо, что предупредили!
albokarev
Jan. 20th, 2011 09:02 pm (UTC)
То, что иконостас для одной церкви предназначался, а в другую попал - крайне маловероятно. В те годы к церковной собственности очень трепетно относились. Да и заказ иконостасов обычно следовал уже на стадии завершения строительных работ, когда было ясно, куда их ставить.
А вот то, что Горин мог, помимо строительства Предтеченской церкви, и иконостас для главного городского храма заказать - это вполне вероятно.
av_otus
Jan. 20th, 2011 09:22 pm (UTC)
Где бы найти изображение иконостаса Иоанно-Предтеченской церкви...
У меня главным аргументом против предназначения иконостаса для ИП церкви является его плохосостыкуемость с ротондальнообразным планом.
А Горин является заказчиком и того, и другого, это в их местном краеведческом сборнике значится.
av4
Jan. 20th, 2011 10:21 pm (UTC)
Да по разному бывало. Вроде как Горин умер, и его проекты затормозились. Так что после него могли все иначе переиграть.
melanyja
Jan. 21st, 2011 05:14 am (UTC)
Ободрали, конечно, но всё равно какая красота сохранилась в соборе!
donna_laura
Jan. 21st, 2011 05:38 am (UTC)
Совершенно невероятное убранство для северных храмов. Роскошное!
Я, когда увидела в реальности, долго не могла закрыть рот.
;)

Спасибо за обстоятельное исследование!
av_otus
Jan. 21st, 2011 08:13 am (UTC)
Это тогда вот так надо комментировать: :О)
donna_laura
Jan. 21st, 2011 09:26 am (UTC)
Нееее, не буду так! Мне для моих ЖЖ-френдов слов не жалко! ;))
deadokey
Jan. 21st, 2011 01:11 pm (UTC)
Внутри очень красиво)
alik2005
Jan. 23rd, 2011 04:54 pm (UTC)
Как ни цинично звучит, без части скульптуры иконостас куда классичнее. А вообще -- да, потрясает. И стилистическое несоответствие здания и иконостаса усиливает впечатление.
(Deleted comment)
av_otus
Feb. 9th, 2011 09:41 am (UTC)
Вообще-то я его там уже размещал, реакции ноль было.
(Deleted comment)
av_otus
Feb. 9th, 2011 11:16 am (UTC)
Да, согласен, все так. Но по интерьерам у меня мало материалов.
hablador
Apr. 5th, 2011 09:32 pm (UTC)
Да-с, однако ж, хорош иконостас.
А в Ростовском Спасо-Яковлевском, говорят, похожий был - сожгли в лихие 90е ;/
ipecacuanha
Jun. 27th, 2013 07:32 pm (UTC)
Здравствуйте. Не подскажете-ли как расположен этот иконостас относительно столпов? Перед восточными столпами или за ними? По фотографиям отчетливо видно, что верх центральной части уходит в центральный барабан. Значит иконостас перед восточными столпами, так? делаю картинку с этим собором, а этот момент не понимаю.
Подробнее я сейчас спрашиваю у себя в жж, буду благодарна, если заглянете и подскажете.
av_otus
Jun. 27th, 2013 08:24 pm (UTC)
Перед восточными.
ipecacuanha
Jun. 28th, 2013 07:47 am (UTC)
Спасибо.
Если можно, ещё раз - вот картинка (не вдаваясь в подробности, просто по расположению иконостаса и столпов)http://img-fotki.yandex.ru/get/9303/7920603.0/0_a164e_8a4ea8e5_XL.jpg и вот сфотографированный пожарный план из музея. Коричневыми линиями я пометила, как, предполагаю, расположены иконостас и царское и патриаршее места. http://img-fotki.yandex.ru/get/9314/7920603.0/0_a164d_977b6c5d_XL.jpg
Всё так?
Извините, Спасибо.
av_otus
Jun. 28th, 2013 08:33 am (UTC)
Да, все так.
( 22 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner