av_otus (av_otus) wrote,
av_otus
av_otus

Categories:

Белая Криница

Дополняю

av4 , поместившего посты по нашей поездке в Черновцы. Село Белая Криница находится в 50 км к югу от Черновцов (или Черновиц, как говорят там, поскольку прежнее название - Черновицы) и известно как центр старообрядчества. именно оттуда происходит т.н. Белокриницкая иерархия - Русская православная старообрядческая церковь с митрополией на Рогожском кладбище. В Белой Кринице, на территории Австро-Венгрии, с XIX века существовал старообрядческий монастырь. Закрыт он был после присединения Буковины к СССР, но храмы уцелели, за исключением пятиглавого деревянного Покровского собора. Сейчас они вновь действуют и принадлежат старообрядцам. Главное, из-за чего мы совершили вылазку в БК - это Успенский собор - почти единственный островок русской архитектуры в этом крае.



 

 

 

Успенский собор строился в 1900-1908 гг. и в стилистическом отношении отражает переход от русского стиля конца XIX в. к неорусскому стилю. Его автор явно хорошо ориентировался в русской архитектуре XVI-XVII столетий. Открываем 4-й том памятников архитектуры и градостроительства Украинской ССР (Киев, 1986) и видим следующее: "Построен по проекту архит. В.Клика". Кто-нибудь знает такого архитектора? Открываем свежий путеводитель "Прогулка по Черновцам", и опять читаем, что сооружение осуществлялось по проекту австрийского архитектора Клика, а надзор вели прибывшие из Москвы инженер Кузнецов и подрядчик Тряпкин. Австрийский архитектор - крупный знаток Древней Руси? Такой, что едут к нему из Москвы инженеры да подрядчики воплощать его гениальный замысел!?
А вот у М.В.Нащокиной в "Архитекторах московского модерна" старообрядческая церковь в Белой Кринице перечислена среди работ крупного и очень талантливого арзитектора Александра Васильевича Кузнецова, автора многих отличных зданий в Богородске (Ногинске) - женской гимназии, Новоткацкой мануфактуры, эффектнейшей усадьбы Н.Д.Морозова Льялово, нового корпуса Строгановского училища (МАРХИ), практически уже ар-декошного. Дата, правда, стоит неточная - 1900-1903. Авторство Кузнецова подтверждает старообрядческий журнал "Церковь", где упомянута и заказчица - Ольга Алексеевна Овсянникова, урожденная Рахманова. Клик же надзирал за строительством. Т. е. в "Прогулке по Черновцам" перевернуто всё с ног на голову.
Иконостасы тоже были сделаны в России. Расписывали собор живописцы из Палеха.
Такой вот экспортный продукт. Как водится, высококачественный. Каменные, хорошо прорисованные детали, керамические вставки, облицовка глазурованной плиткой, черепица на шатре колокольни (предполагаю, что и кровли были черепичными, сейчас, увы, заменены на оцинковку).
Заброшенный в австро-венгерско-румынско-украинскую глушь, этот памятник незаслуженно выпал из поля зрения наших науковцев (украинское слово, если кто не знает, - удобное). Кузнецов - фигура вроде бы известная, но данное произведение в контексте его творчества никогда не рассматривалось. Кстати, это единственный его храм. А уж тамошние науковцы и вовсе не знают, как сие интерпретировать. Им что Кузнецов, что Клик - один хрен - "по-московски богато и безвкусно". Цитата, хотя и не точная, и не из научного текста, но отражающая часто встречающееся отношение к подобной архитектуре.
А нам понравилось, даже очень. Еще и погода подыграла. Банально, но собор напоминал каменный цветок, вырастающих из зимнего кружева. Кружево, правда, оказалось скоропортящимся и к обеду облетело. Но и нас в Белой Кринице к тому времени уже не было.
Жаль, внутрь не попали: храм не отапливается и прочно закрыт. Потому настаивать на специальном открывании не стали. Может, не последний раз там, может еще ОИРУ привезем в Черновцы и в БК заодно свозим.









Рядом стоят каменно-деревянно-оцинкованная церковь Космы и Дамиана XVIII-XIX вв., незатейливая, и совсем убогонькая сарайная церквушка (ее главку видно правее церкви КД).



А еще досадно, что в 3 км от БК , но уже по другую сторону границы, в Румынии, есть еще одно старообрядческое село - Климоуцы (Климауц, Климэуць), в котором в те же годы была построена еще одна любопытная церковь в неорусском стиле - уже вполне сложившемся, без эклектической мелочности. Ее фото помещено в том же журнале "Церковь" за 1910 г., но у меня его нет. Колокольня похожа на Ивана Великого - столпообразная, основной объем одноглавый. Средствами на постройку помогал небезызвестный Арсений Иванович Морозов. Вроде бы храм сохранился. На карте два креста. Да и с чего румынам его рушить? ...Местные, как сказал нам таксист, через границу бегают. Но мы не местные...
Tags: Украина, неорусский стиль, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments